Пейзаж, портрет, натюрморт

         

Съемка воды и водных поверхностей


восприятия зрителем будет зависеть от правильности воспроизведения на снимке поверхности воды и ее тональности. Изображения, в которых линия берега проходит строго посередине кадра, в этом случае нежелательны (из-за симметрии).

Большой интерес представляет способность воды отражать окружающие предметы. При полном  безветрии отражения в воде почти зеркальны, четко видны облака, небо, береговой пейзаж, но общая картина маловыразительна. При легком ветре поверхность воды покрывается рябью или мелкими волнами, отражения видны, но нечетки. Такое состояние водной  поверхности легко воспроизводится  на  снимках,   поверхность  воды  выглядит естественно. При съемках в солнечную погоду против света или под малым углом к нему на поверхности воды появляется множество искрящихся бликов. Применив различные оптические  насадки  или  просто  мазнув пальцем по светофильтру, можно получить изображение бликов в виде сверкающих штрихов или  многолучевых звездочек. Наилучший результат достигается при съемке под углом в 45°    по отношению к солнцу.    Сильный ветер образует на поверхности воды крупные волны, отражения практически отсутствуют. В этом случае съемку ведут с низкой точки широкоугольным    объективом, создавая иллюзию огромных, доходящих до неба, водяных валов при относительно    скромной    их величине в действительности.  Наиболее  эффектные    отражения    в воде возникают, когда на ее поверхности бывают крупные, но гладкие, как бы маслянистые волны, образующиеся  после внезапно стихшего сильного ветра. Искаженные зеркальные отражения при этом носят причудливый и живописный характер.%чТакие волны вызывают и искусственно, бросив в спокойную воду какой-нибудь предмет.

Тональность водной поверхности можно изменить и с помощью цветных светофильтров. При съемке основное значение имеет окраска водной поверхности, которая определяется цветностью различных отражений в ней. В воде чаще всего отражается небо, имеющее синюю, голубую, белую или красную окраску. При съемке пейзажей с водной поверхностью все эти факторы должны быть учтены.


Только при этом можно воспроизвести на снимке воду в тональности, отвечающей замыслу фотографа.    Светофильтр    выбирают с учетом  правильного воспроизведения тональности неба, отражение которого в воде заметно  темнее    истинного  из-за  частичного поглощения света  водой. Чем  прозрачнее вода в водоеме, тем ниже ее отражательная способность, и наоборот. В этом одна из причин появления на снимках очень темных водных поверхностей, напоминающих своим видом скорее нефть или мазут, чем воду. Исправить подобное можно, используя при съемке желто-зеленые или зеленые    светофильтры, но при этом возникает опасность получения на негативе излишне плотных, участков с изображением неба.    Полностью решить задачу получения необходимого соотношения тональности неба и земли можно с помощью оттенителей или полуфильтров.

Особую сложность представляют сюжеты с водой, окруженной енотом. Так как величину экспозиции при этом выбирают с учетом воспроизведения фактуры снега на снимке, то водная поверхность оказывается недоэкспонированной, излишне темной. Эту проблему решают выбором точки съемки, чтобы в воде было видно отражение какого-нибудь светлого предмета, например облака.

Солнечные дорожки и блики на воде при заходе или. восходе солнца дают возможность    получать    разнообразные световые эффекты.  Интервал    яркостей такого сюжета хотя и меньше, чем при подобной картине без водной поверхности, но все же очень    велик. Поэтому такие снимки чаще всего получаются в темной тональности, очень контрастными,    напоминающими    лунную ночь. Однако их можно делать и в светлой тональности. Для этого выбирают моменты,    когда низко стоящее я не очень яркое солнце прикроют легкие,    полупрозрачные облака, и снимают с голубым    или синим    светофильтром, снижающим яркость солнца, в спектре которого в этот период преобладают красные и оранжевые лучи. При этом используют   объектив с многослойным просветлением, снижающим вероятность    появления на негативе паразитных засветок и рефлексов.    Блики на воде ослабляют с помощью    поляризационных    светофильтров.



Для спокойной воды с зеркально   отражающей поверхностью свет имеет максимальную поляризацию, когда угол падения солнечных лучей составляет 35—40°. При более высоком или более низком положении солнца возможность гашения солнечных бликов с помощью поляризационного светофильтра уменьшается. В моменты восхода или заката отраженный от воды свет солнца практически не поляризован, поэтому применение в таких ситуациях поляризационного светофильтра бесполезно.

Большие водные поверхности лучше снимать с высокой точки. В этом случае изображение воды занимает большую часть площади кадра, при низкой же точке съемки основную часть кадра займет небо. Чтобы подчеркнуть огромность водного пространства, включают в кадр изображение лодки, корабля, которые помогают выявить масштабные соотношения. Иногда их отражения в воде способствуют более точной передаче состояния ее поверхности и погоды.

Наиболее сложной задачей, является съемка быстрых горных рек и водопадов. В стремительных водяных потоках находится множество мельчайших пузырьков воздуха, вследствие чего они получаются на снимках в виде сплошной белой массы, мало напоминающей воду. При таких съемках выбирают участки слива воды у верхней границы водопада или порога, поскольку они воспроизводятся на снимках наиболее естественно. Водопады снимают общим планом, так как проработка фактуры водяного потока, расположенного вдали, не столь обязательна.

Большое значение для естественного воспроизведения воды на снимке имеет величина выдержки. При слишком коротких выдержках вода получается в виде застывшей стеклянной массы, а при слишком длинных происходит смазка, вызывающая впечатление потери резкости. Медленно текущие ручьи и реки, непроточные водоемы при слабом ветре снимают с выдержками от 1/30 до 1/125 с, более быстрые или покрытые волнами с белыми «барашками» — от 1/125 до 1/250 с. Горные реки и морской прибой в момент удара волн о скалы требуют более коротких выдержек — до 1/1000 с, так как только в этом случае возможна проработка мелких брызг, которые при удачно выбранном направлении съемки эффектно сверкают* на солнце.



Эти рекомендации ориентировочны, так как более точные дать невозможно вследствие многообразия состояния водных поверхностей в зависимости от природных условий и погоды. Желательно делать несколько дублей с разной выдержкой.

Сюжеты с изображением воды и водных пространств часто имеют очень большой интервал яркостей. Проявление негативной пленки с подобным изображением в нормальном проявителе даст очень контрастные негативы, с которых будет сложно или даже невозможно получить качественный отпечаток. Поэтому для обработки пленок с подобными сюжетами используют выравнивающие проявители (см. «СФ», 1988, № 12), которые, работая медленно, понижают контрастность негатива, давая небольшие плотности в сильно экспонированных частях изображения (например, светящиеся брызги и блики на поверхности воды) при достаточной проработке слабо освещенных мест берега. Подобные проявители также очень хорошо смягчают ореолы. Хорошие результаты дает проявитель следующего состава:

Метол........0,25 г

Сульфит натрия безв. («чда») .      . 50 г

Бура    кристал.......0,5 г

Глицин-фото......0.25 г

Вода........до 1 л

Время проявления пленок «Фото»— 16—20 мин при 20° С, что примерно в 2,5 раза больше, чем указанное на упаковке пленки. Проявитель одноразовый, дает мелкозернистые, хорошо выравненные негативы небольшой плотности, имеющие коричневатую окраску. За счет этого их фотографическая плотность несколько выше оптической. По визуальной оценке он полностью реализует светочувствительность негативной пленки, что выгодно отличает его от других проявителей, обладающих аналогичными свойствами. Другой выравнивающий проявитель, который может быть рекомендован при съемках такого рода, обладает ценным свойством хорошо прорабатывать детали в самых глубоких тенях при небольшой общей плотности негативов, хотя по мелкозернистости ои несколько уступает предыдущему.

Время проявления и особенности использования та кие    же,    как    и    у    Б-6.    Оба    этих проявителя дают негативы широкой    градации, что очень важно для передачи на снимках нежных    тональных    переходов и пластичности, которые свойственны водной поверхности

В некоторых случаях необходимую тональность воды и неба можно получить и в процессе позитивной печати. Для этого притемняют «ли, наоборот, пропечатывают соответствующие участки изображения. Этот прием наиболее прост и достаточно эффективен, однако требует известного навыка в работе.


Содержание раздела